Московский    Союз   Художников
Отделение  "Московский Эстамп"
Московский Эстамп
                            Игнатий Игнатьевич Нивинский
                                   (1880\81-1933 г. г.)
Создание студии
В Москве на 2-й Мещанской улице в 1912 году московчкий художник Игнатий Игнатьевич Нивинский построил себе дом-студию. Само по себе это вряд ли в то время могло кого-нибудь удивить, когда кругом создавались театры, музеи, студии и союзы. Важно было другое - художник, поселившийся в этом доме-студии, стал серьезо и упорно заниматься мало распространенной в Москве эстампной техникой - офортом.
Будучи самоучкой в области незнакомого ему офорта, Игнатий Игнатьевич Нивинский почувствовал его красоту и мощь и, самое главное, уяснил для себя, что офорт не есть какое-то побочное занятие для художника, некий способ перевода в материал "собственных риснков или живописи", а есть ввполне самостоятельный пластический мир, где художник может создать совершенные и созвучные собственному миру образы. Отсюда и возникла полноценная по тем временам методика обучения, которую он внедрял у себя в мастерской, а затем и во Вхутемасе /Вхутеине.
Но представим все по порядку. В этом же 1912 году, когда появляется Студия, И.И.Нивинский берет несколько уроков у Г.Э.Гамана, который его посвящает в офорт. Но это только начало. Далее все достигается только личным упорством и артистическим чутьем. Теорию он извлекает из книги Циглера, сочетая ее с практическими занятиями в техниках офорта, из которых рождаются его многочисленные серии: в 1913-1915 г.г. появляется “Итальянская сюита”, за ней в 1916-1917 гг. следует “Крымская сюита” и, наконец, в 1923-1926 гг.  “Кавказское каприччо”. Кроме этих основных серий появляется масса других, в которых мастер каждый раз проявляет свой необычайно стойкий артистизм.
В театре, где Игнатий Игнатьевич успешно работает, он создает ряд прекрасных спектаклей, а вершиной его театральной художественной карьеры становится “Принцесса Турандот” Карла Гоцци, поставленная Евгением Багратионовичем Вахтанговым. Этот спектакль до сих пор идет с его декорациями и костюмами. Как художник книги И.И. Нивинский вошел в наше искусство своими иллюстрациями к “Римским Элегиям” И.В. Гете.
Если представить жизнь студии того времени, то здесь нужно отметить одно очень важное обстоятельство. Пока был жив Нивинский, студия становится заметным культурным центром Москвы, где собираются художники, артисты, поэты и музыканты. В студии устраиваются выставки, поэтические вечера, исполняются музыкальные произведения, выступают с докладами. Эти обстоятельства имели чрезвычайную ценность для духовного воспитания студийцев и создания творческого поля для вновь приходящих художников.
К моменту смерти Игнатия Игнатьевича Нивиинского – 27 октября 1933 г. – в стране происходят перемены в отношении к искусству, но студия, как творческое тело было создано и активно существовало.
В октябре 1934 года, через год после кончины Игнатия Игнатьевича Нивинского, в его доме была основана Общестпвенная мастерская, где могли работать все московские художники-офортисты. Решением Президиума правления МОСХа студии было присвоено имя И.И. Нивинского.
Журнал “Творчество”№ 9, 1936 г.
Игнатий     Игнатьевич    Нивинский
Эскиз декарации к 1 картине 1 акта
спектакля    "Принцесса   Турандот".
Фотография из фонда Московского театрального музея им. Бахрушина.
Работы Игн. Игн. Нивинского
Московский Эстамп: Адрес 117292, г. Москва, ул. Вавилова, 65
Телефон: 8-499-125-68-61